Виды освещения

Слово в защиту сталина и нового министра образования россии ольги васильевой. Ольга васильева, сталин и евреи Без мифологизации в истории не обойтись

Слово в защиту сталина и нового министра образования россии ольги васильевой. Ольга васильева, сталин и евреи Без мифологизации в истории не обойтись

“Особая благодарность - Сталину”. Эта цитата приписывается Васильевой и упоминается в нескольких подборках ее цитат.

Что сказала Васильева:

“Особая благодарность - Сталину” – это слова журналиста «Новой газеты» Ивана Жилина, а не Ольги Васильевой, а именно – подзаголовок репортажа.

Журналист “Новой газеты” приводит цитату из Васильевой, но совершенно вырывает ее из контекста и не приводит пояснения.

Сегодняшнее понимание российского патриотизма, по словам Васильевой, сформировалось в XVIII веке. «Идеалом политического деятеля становится прежде всего царь, который заботится о благе отечества».

Особая благодарность - Сталину.

4 февраля 1931 года на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович произнес слова, которые явились началом реабилитации русской истории: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество, и мы будем отстаивать его независимость».

В таком отрезанном от контекста виде выходит, что Васильева похвалила царя и Сталина за патриотизм. А теперь давайте смотреть на полный текст (поразительно, что за три дня никто еще не расшифровал эту лекцию целиком). Васильева рассказывает о понятии “патриотизм” в России, первом его появлении, о том, что пик пришелся на 19 век. И дальше она говорит о том, что и понятие патриотизма, и сама русская история были вычеркнуты из жизни страны с 1917 по 1934 год:

Сказано:

«Приходит 17 год двадцатого века – один из самых трагических периодов истории нашего государства и очень важный для понимания патриотизма и его роли в истории именно 20 века. Что делают большевики сразу? Большевики отвергают всю ту историю, которая была до 17 года.

Троцкий готовил мировую революцию и поход на Индию, Ленин готовил поход в Западную Европу, а Луначарский, наш нарком Просвещения, уже в ноябре 1918 года собрал учителей, преподающих историю, и сказал свой замечательный тезис, который стал белой нитью, страшной нитью русской истории на протяжении двух десятилетий – речь «О преподавании отечественной истории в советских школах», в которой сказал: «Преподавание истории, жаждущей в примерах прошлого найти хорошие образцы для подражания , должно быть отброшено».

Доводов у наркома было предостаточно, приведу самый главный: «проклятой национальной школе в Германии, где немцы искуснее всех поставили свое преподавание «патриотизма»… возможна стала мировая бойня».

И заработала знаменитая школа Покровского. Вообще, трудно себе представить, что до 1934 года включительно, с 1917 по 1934 год, слово патриотизм полностью ушло из употребления, общественное сознание не употребляло это слово, понятие это было закрыто. И трудно себе представить, что с 1917 по 1934 год не было преподавания истории в вузах, были закрыты все факультеты: Санкт-Петербургский, Ленинградский, потом Московского университета, и отечественная история поставила под сомнение слово Россия, «патриотизм» и русскую историю как таковую.

Я приведу очень яркий пример. 1931 год, выходит шестой том Малой Советской энциклопедии. Открываю шестой том на букву «П», патриотизм, цитирую: «Патриотизм – понятие биологическое». Цитата сама говорит за себя: «Патриотизм – чувство биологическое, оно присуще даже кошке». Беснование школы Покровского было настолько велико, что в январе 1929 года была объявлена официально школой Покровского и самим академиком неприемлемость понятия «русская история». Почему я об этом говорю? Потому что пройдут десятилетия, и в 1991 году все повторится, но об этом чуть позже. Что делают историки школы Покровского? Они упраздняют название Отечественная война 1812 года.

Милица Васильевна Нечкина – это была в советское время единственная женщина-академик, которая занималась декабристами, и мне посчастливилось аспиранткой у нее учиться. Она пошла еще дальше, дальше своего учителя. «Никакого подъема, – её цитата, – патриотизма не было в 1812 году. Вооруженные чем попало крестьяне защищали только свое имущество». Она предлагает героев 1812 года: Кутузова, Багратиона, атамана Платова – они не должны заслуживать доброй памяти народа. Дальше больше. В 1932 году Наркомпрос принимает судьбоносное решение убрать памятник Николаю Раевскому с Бородинского поля, потому что он не имеет никакого художественно-исторического значения.

К слову сказать, что в те же самые годы, в конце 20-х годов шельмованию подвергается русская классическая литература XIX века. Почему? За великодержавность. Постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года для историков всей страны, для меня в том числе, – это веха. Почему? Потому что именно в этот день история восстановлена в своих правах. Диктат школы Покровского потихонечку пошел на убыль, хотя все школьники всей страны еще два года учились по учебнику, по краткому курсу истории.

Но самым поворотным моментом становится 4 февраля 1931 года, именно тогда возвращается понятие патриотизм в общественное сознание. Что было 4 февраля 1931 года? Была Всесоюзная конференция работников социалистической промышленности. Там выступает Сталин, и в своей речи он произносит тезис, который становится определяющим на долгие десятилетия: «В прошлом у нас не могло быть Отечества, – цитирую Сталина, – но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная – у нас есть Отечество, и мы будем отстаивать его независимость». Именно понимание Отечества и понимание патриотизма, его реабилитация, это 1931 год, возвращает Отечество как синоним дореволюционной России.

И в этом полном контексте видно, что здесь нет благодарности Сталину, а есть рассказ о процессе отказа от русской истории на раннем этапе советской истории и реабилитация истории Сталиным – констатируется факт, а не дается апология.

Число репрессированных при Сталине сильно преувеличено

«Число репрессированных при Сталине сильно преувеличено» – заголовок дан газетой «Ведомости» и воспринимается как цитата из Васильевой.

Что сказала сама Васильева:

Васильева не произносила такой фразы, а говорила о том, что более точная информация по количеству репрессированных всегда была у докторов исторических наук Земскова и Ивановой (работы 1990-х – начала 2000-х).

Вот дословная расшифровка слова Васильевой:

«Меня часто спрашивают: «Если посчитать то количество репрессированных, которое нам давал Коротич в «Огоньке», непонятно, кто в стране вообще остался жить и трудиться». Так вот я хочу сказать, что есть два историка – один – покойный Земсков и Галина Ивановна Иванова, которые работают по потерям, которым доверяет историческая общественность как наша, так и коллеги за рубежом»

Историк Галина Ульянова пояснила Правмиру суть дискуссии: «Речь идет о том, что в начале 1990-х годов, во время второй волны десталинизации общественного сознания, сложилось преувеличенное, не основанное на подсчетах, представление о количестве жертв сталинских репрессий. Это было связано с тем, что до конца 1980-х годов были строго засекречены статистические данные ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД, касающиеся численности заключенных ГУЛАГа, спецпоселенцев.

Вопрос о количестве жертв до сих пор дискуссионный (очень трудоемкое выявление и обработка документов), при этом, какие-то цифры транслировались руководством страны в разные периоды, какие-то историками, которые были не сразу допущены к архивам.

Вопрос о людоедстве Сталина при этом является аксиомой и, насколько он представлен в серьезной литературе, негативные социальные и моральные последствия репрессий не подвергаются сомнению всё время после ХХ съезда (1956).

Труды крупнейшего исследователя В.Н. Земскова, например, начинаются со слов “Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать - будь то один человек или миллионы. Но исследователь не может ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений”. После 1990 г. в изучение репрессий огромный вклад внесло общество “Мемориал”, где работают очень серьезные историки, обрабатывавшие огромные архивы (и эта работа продолжается). Если интересно, как колебались количественные оценки размеров репрессий, можно прочитать .

Сталин при всех недостатках - государственное благо

«На закрытой лекции о патриотизме для членов партии «Единая Россия» Ольга Васильева рассказывала , что «Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

Что сказала сама Васильева

В первоисточнике – репортаже «Коммерсанта» – не приводится цитата Васильевой, а пересказывается отзыв одного из слушателей форума:

«По словам одного из слушателей, в этой лекции она ясно дала понять , что Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну.
http://kommersant.ru/doc/2359275 »

Занимаешься историей Церкви – не ученый!

Ольга Васильева всегда была известна в самых широких кругах как прекрасный историк, и особенно историк Церкви. Ее имя – одно из ведущих в области истории Церкви XX века, она написала множество научных трудов, монографий и статей. Кстати, кафедра истории Церкви – одна из самых сильных кафедр истфака МГУ. Однако, судя по реакции блогеров, теперь любые дисциплины, так или иначе связанные с Церковью, не имеют права быть научными – будь то история Церкви или история религий, анализ языка проповеди или изучение церковнославянского языка. О теологии – очень уважаемой и важной научной дисциплине в большинстве европейских вузов – и говорить неудобно. Вот и иллюстрация:

Долженствование-божествование

Это уже не о Сталине, но слишком яркий пример, чтобы пройти мимо. Этот случай просто обязан войти в учебники журналистики – он хорошо показывает как эмоциональная предвзятость может творить новые слова, на основании которых воздвигаются целые сложные конструкции. Весь день назначения пользователи сети ужасались тому, что для Васильевой новая ступень ее жизни – это божествование. Строились целые концепции того, как теперь разговоры о религии и православии поглотят все министерство и «попов будет из школ не выгнать», а потом оказалось, что Васильева-то сказала не «божествование», а «долженствование», а корреспондент, накрученный обсуждением вероисповедания министра, услышал совсем не то, что было сказано и переспрашивать не стал.

Вот эта история из первых уст, от самого корреспондента КП Романа Голованова:

Вчера в «Комсомольской правде» вышло моё оперативное интервью с новым министром образования Ольгой Васильевой. Запись разговора производилась на встроенный в телефон диктофон. Расшифровывая ответ на вопрос «Как вы узнали о своём назначении? Какие эмоции испытали?» из-за качества связи я неверно передал её слова. Вместо «долженствование» (необходимость того, что должно свершиться) указал «божествование». Подстраховавшись комментарием эксперта, объяснившего возможное значение термина, текст отправили в печать.

По итогам

Мы видим, насколько тенденциозно, неаккуратно и непрофессионально работают с цитатами и первоисточниками самые авторитетные СМИ. Мы видим затем, как эти неверные цитаты и вырванные из контекста фразы приходят в соцсети и формируют наше восприятие ситуации. Хочется пожелать и коллегам, и читателям перепроверять цитаты максимально точно, а министру образования – спокойной работы и справедливой оценки по делам.

Либералы о новой главе образования: "Это просто караул!"

У либералов паника и траур одновременно. Образование возглавила Ольга Васильева , человек у которого сплошные недостатки:
- очередной выходец из аппарата президента, где работала в управлении, занимающимся патриотическим воспитанием;
- специалист по Церкви и государство-конфессиональным отношениям, автор 150 научных работ по этой теме;
- сама из религиозной семьи;
- участвовала в выставке, посвящённой Романовым;
- считает Сталина благом при всех ошибках;
- считает 90-е ошибкой при всех благах;
- автор доклада «Ценностные аспекты политики В.В. Путина»
- «пропагандист идей консерватизма и патриотизма»

Привожу душераздирающую об Ольге Васильевой и удаляюсь искать и читать её работы.

Ольга Васильева получила три образования.

Первое - дирижерско-хоровое, потом - историческое в Московском педагогическом институте; она также окончила Дипломатическую академию по специальности «Международные отношения».

В 1990 году в Институте истории СССР защитила диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». В 1999-м - докторскую на схожую тему в Институте российской истории РАН. Там она работала с 1991 по 2002 годы, в том числе возглавляла Центр истории религии и церкви. Васильева рассказывала, что выбрала тему церкви, поскольку у нее была религиозная семья, и ее крестили сразу после рождения в 1960 году.

После увольнения из РАН она стала заведующей кафедры религиоведения в Российской академии государственной службы. Кроме того, преподавала в Сретенской духовной семинарии, куда ее позвал ректор этого учебного заведения, архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называют духовником Владимира Путина. С ним Васильева познакомилась в 2000-м или 2001-м - на конференции в Венгрии.

Позднее она устроилась в департамент культуры Белого дома, а в 2012-м стала заместителем главы управления администрации президента по общественным проектам. Сейчас она также числится профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.

Управление по общественным проектам появилось в кремлевской администрации только в 2012 году. Его возглавляет Павел Зенькович, замруководителя предвыборного штаба Владимира Путина на последних президентских выборах. На сайте Кремля отмечается, что в числе задач подразделения АП - подготовка предложений «по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи».

Как писал «Коммерсант» в 2013 году, одним из самых успешных проектов управления, в котором трудилась Васильева, в первый год его существования стала выставка «Православная Русь. Романовы» в Манеже. Ее посетителям, в частности, рассказывали, как Романовы «победили внутренних и внешних врагов», а декабристы планировали повергнуть Россию в «кровавый хаос смуты». Владимир Путин положительно отзывался об этой выставке.

Ольга Васильева утверждает, что ей близок «объективный» подход к преподаванию истории, но с оговорками. «Я считаю, что мы допустили почти непоправимые ошибки, когда в 1990-е годы выкорчевывали такие понятия, как патриотизм, любовь к Отечеству, героизм. Сейчас мы уже пожинаем горькие плоды: молодые люди с большим трудом понимают, что каждый трагический эпизод в жизни страны должен вызывать отклик», - говорила будущий министр образования в одном из интервью.

«Коммерсант» отмечал, что именно управление общественных проектов готовило концепцию патриотического воспитания молодежи России. Документ приняли в самом конце 2015 года. В концепции говорится, что в подростках следует воспитать «морально-психологическую и физическую готовность к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу». Причем необходимо быть готовым формировать «патриотическое сознание в сложных условиях экономического и геополитического соперничества».

На закрытой лекции о патриотизме для членов партии «Единая Россия» Ольга Васильева рассказывала, что «Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

Ольга Васильева входила в рабочую группу по разработке стандарта преподавания истории в школах, а также читала на форуме «Таврида» лекцию молодым учителям истории. Она регулярно выступает перед губернаторами, преподавателями общественных наук, сотрудниками управления внутренней политики администрации президента на тему патриотического воспитания. В 2013 году представила руководителям кафедр общественных наук российских вузов доклад «Ценностные аспекты политики В.В. Путина».

Начальник Ольги Васильевой, глава управления АП по общественным проектам Павел Зенькович отозвался о ней как о «потрясающем эксперте». « [Она] работала учителем, преподавателем в вузе, заведующей кафедрой, знает все процессы изнутри. Она свой человек в сфере образования и науки», - сказал Зенькович.

Источник «Ведомостей», близкий к нынешнему руководству министерства, назвал нового министра образования «крайним консерватором». «Это просто караул», - прокомментировал собеседник издания назначение Васильевой. По его словам, кандидатура Васильевой называлась при обсуждениях, «но это было примерно так же, как кандидатура [депутата Госдумы] Ирины Яровой, как крайне радикальный вариант». «Коммерсант» охарактеризовал ее как «пропагандиста идей консерватизма и патриотизма». Источник РБК заявил, что она «толковый историк» и «сильный патриот».

Ольга Васильева, Сталин и евреи

1 60 2 027

НАСКОК - действие по глаг. - наскакивать, наскакать, наскочить или наскокнуть на что - накидываться или натыкаться скачкамн, прыжками; набегать, наноситься вскачь

Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

Федерация еврейских общин России (ФЕОР) потребовала от нового министра образования Ольги Васильевой прояснить ее отношение к эпохе Сталина. Как заявил глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, «очень важно для нового министра разъяснить свою позицию и не оставить места для двусмысленности, потому что это важный не только для образования России, но и вообще для будущего страны вопрос», — сказал он. Горин пояснил, что после назначения нового министра повсеместно начали использоваться «какие-то вырванные из контекста цитаты», которые «не добавляют оптимизма» относительно личности нового министра.

«Любые попытки относиться к эпохе Сталина с большим пониманием, как это часто бывает: время было такое и так далее, — меня очень пугают, потому что я считаю, что сталинский период был для России смертоносным. Был уничтожен целый класс людей, были уничтожены свободная мысль и послереволюционный энтузиазм, который заменили на страх перед террором», — приводит его слова представителя ФЕОР .

Ольга Васильева была назначена на пост министра образования в минувшую пятницу, 19 августа. После этого в СМИ заговорили о её высказываниях в пользу Сталина. Так, в 2013 году Васильева на лекции перед членами «Единой России» отметила, что Сталин при всех присущих ему недостатках все же был благом для государства, так как перед началом Великой Отечественной войны смог сплотить советский народ. Отметила она и мероприятия по пропаганде в СССР русского языка, инициированные Сталиным. Кроме того широкое распространение получили заявления, приписываемые Васильевой, в том числе о преувеличенном масштабе жертв сталинских репрессий и одобрении Сталина как руководителя государства.

Экспертные оценки

Федерация еврейских общин России обратилась к новому министру образования Ольге Васильевой с просьбой дать им отчёт в том, как она относится к личности Сталина. Причём в этом довольно твёрдом требовании прозвучала мысль, что если отношение Васильевой к Сталину является положительным, то факт её назначения на пост министра является трагедией для России. Почему именно еврейские общины обратились к Васильевой с этим неординарным требованием? Почему не обратилась чеченская, ингушская или татарская общины? Почему не обратились русские с этим требованием? Откуда такая настойчивость и пытливость именно у еврейских общин? Причём они обращаются от имени всего еврейского народа. Весь еврейский народ интересует отношение Васильевой к Сталину или только некоторые группы московских евреев? Неужели к этому требованию присоединились и евреи-фронтовики, увешанные с головы до ног орденами и медалями сражений, которые они вели под знаменем Сталина? Неужели они присоединяются к этому весьма наглому наскоку? Что бы я мог ответить, если бы был на месте Васильевой. В Сталине я вижу человека, который предпринял колоссальные усилия и, разгромив Гиммлера и Гитлера, остановил уничтожение евреев всего мира, в том числе и русских евреев. Сталин не позволил печам крематориев полыхать от Витебска до Владивостока. Ещё я бы сказал, что Сталин был тем человеком, чьими радениями и усилиями было организовано государство Израиль. Тогда сбылась вековечная религиозная мечта евреев о восстановлении своего государства. Я думаю, в этом несомненная заслуга Сталина перед евреями. Мне кажется, что все евреи, и наши русские, и израильтяне, и мировое еврейство, должны, по крайней мере, два раза в год – в день рождения и в день кончины Иосифа Виссарионовича – приходить к его могиле в Кремлёвской стене и приносить благодарственные венки. Я вижу, что с назначением Васильевой на пост министра образования началась её травля. Ольга Юрьевна окружена кольцами ненависти, лжи, диффамации. И ту кампанию включаются всё новые и новые силы. Это и яркие либеральные блогеры, которые не скупятся на оскорбления. Это и высоколобые политологи либеральной волны. В нападках на Васильеву участвуют целые газеты и радиостанции. Такое ощущение, что где-то в центре, управляющем всей либеральной средой мира, принято решение диффамировать Васильеву. И всё только потому, что она находится в резонансе с новыми тенденциями российской политики и идеологии, когда из русского сознания выдавливается западничество, долгие годы делавшее российское общественное мнение игрушкой в руках западных политических колдунов. После катастрофы 1991 года Россия мучительно, с огромными потерями возвращается на свой традиционный путь развития. И в этом отношении и историческое видение, и педагогическое воспитание является ключевым. Принципиально важны и характер учебников истории, которые будут писаны не Соросами, а русскими историками и мыслителями, и курс литературы, в котором будут доминировать Пушкин, Достоевский и Бунин. Всё это чрезвычайно важно для создания нового поколения россиян, способных из сегодняшней, во многом ещё руинированной, несостоявшейся России, выстроить полноценное, мощное государство. Поэтому я бы советовал Ольге Юрьевной Васильевой не отвечать на выпады, которые раздаются из той или другой общины, а заниматься колоссальным трудом, на который её призвал президент. Поддержка патриотических интеллектуалов на её стороне.

«Реформы, которые были предприняты, требуют глубокого осмысления»
Блиц-интервью с новым министром образования Ольгой Васильевой

Новый министр образования Ольга Васильева ответила на вопросы корреспондента «Ъ» Ирины Нагорных сразу после назначения. По теме: Васильева: «Церковный сталинизм» | | | / | / | | | / | | ЕГЭ и история / | | | | / |


Новый министр образования Ольга Васильева / Фото: Дмитрий Духанин


- Вы не раз излагали ваши принципы публично, выступая с лекциями на тему истории России и российской идентичности. Правильно ли я понимаю, что вы будете руководствоваться этими принципами и на новом посту?

Мы живем в нашей стране и здесь воспитываем наших детей, и принцип может быть только один: наши учителя несут великую миссию. И не только наши учителя. Учитель во всем мире. И сам учитель заслуживает достойной жизни. Это основное. Я сама учитель, биографию мою вы знаете. Во многом от учителя зависит, каким завтра будет наш народ.

- Что самое важное необходимо сделать сначала?

Надо осмыслить, проанализировать все, что произошло, потому что те реформы, которые были предприняты, они требуют глубокого осмысления. Мы должны взять все лучшее: и в XIX, и в XX, и в XXI веках. Мои принципы на этот счет я действительно уже излагала в своих лекциях.

Насколько я знаю, инициативы последнего времени, которые были предприняты в управлении по общественным проектам президента, как правило, базировались на подробных социологических исследованиях. Чем вы будете руководствоваться, если будете предлагать собственные изменения?

Я хочу, чтобы вы меня услышали. Прежде всего, мы должны проанализировать сделанное. У нас есть очень большой опыт, опыт не одного поколения, и в том числе XXI века. И только тогда двигаться дальше.


Чем известна Ольга Васильева
Образование России

19 августа новым министром образования и науки была назначена Ольга Васильева. Подробности ее биографии - в справке «Ъ».
Образование и научная деятельность

Ольга Васильева родилась 13 января 1960 года в Бугульме (Татарстан). Она окончила Московский государственный институт культуры, исторический факультет Московского государственного педагогического института, факультет международных отношений Дипломатической академии МИД РФ.

Госпожа Васильева специализируется на истории РПЦ в XX веке, доктор исторических наук, профессор, тема диссертации - «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943–1948 годах». Автор около 150 научных работ.

Где работала

В 1991–2002 годах Ольга Васильева работала в Центре истории религии и церкви Института российской истории РАН, где прошла путь от младшего научного сотрудника до руководителя. С 2002 года занимает пост заведующей кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте РФ. Госпожа Васильева входила в совет по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Министерстве образования РФ и комиссии по делам религиозных объединений при правительстве России, была заместителем директора департамента культуры аппарата правительства (по согласованию). Кроме того, госпожа Васильева – действительный государственный советник второго класса.

Ольга Васильева занимала пост заместителя начальника управления по общественным проектам администрации президента, созданного в октябре 2012 года для реализации идеи «духовных скреп» - патриотического воспитания и духовно-нравственных основ граждан, причем госпожа Васильева была едва ли не главным публичным спикером от управления.

Что говорила

По словам Ольги Васильевой на научной конференции для преподавателей в апреле 2013 года, задачи управления, в котором она работает,- «патриотическое воспитание и молодежная политика, а также взаимодействие с гражданским обществом», при этом она уточнила, что подразделение будет прежде всего поддерживать «исторические проекты».

В ноябре 2013 года на закрытой лекции о патриотизме перед членами «Единой России», по словам одного из слушателей, Ольга Васильева дала понять, что «Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что по большому счету и позволило выиграть войну».

В июле 2016 года на форуме «Территория смыслов» Ольга Васильева заявила, что историческая правда не всегда идет во благо: «Если ты нашел что-то (в историческом архиве.- “Ъ”) и у тебя в зобу дыханье сперло, отложи в сторону, потому что все, что ты нашел, требует объяснения. Иначе урон можно нанести колоссальный». Также чиновница призвала не допускать, чтобы «медведь и Иван-дурачок находились там же, где Вечный огонь» (их скульптуры находятся на Манежной площади в Москве).

Также госпожа Васильева выступала перед участниками ОНФ, губернаторами, преподавателями общественных наук, сотрудниками управления внутренней политики администрации президента на тему патриотического воспитания.

Как назначили

«На смену Дмитрию Викторовичу Ливанову я предложил бы назначить женщину, Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список»,- сказал Дмитрий Медведев во время рабочей встречи с Владимиром Путиным в аэропорту Бельбек в Крыму 19 августа. Премьер-министр назвал госпожу Васильеву «человеком сбалансированным, опытным» и подчеркнул, что она «способна реализовать новые задачи».

Новым министром образования России назначена Ольга Васильева


Что говорят о назначении

По словам главы РАН Владимира Фортова, новый министр Ольга Васильева хорошо знакома с проблемами взаимодействия РАН и Минобрнауки и сможет их решить. «Ее опыт работы в администрации президента и знание тех проблем, с которыми мы сталкивались, поможет выстроить конструктивный диалог между научным сообществом и чиновниками»,- заявил “Ъ” господин Фортов.

"В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр
Global Look Press

В интервью она назвала Сталина "человеком, тирания которого очевидна" и на совести которого жертвы политических репрессий. "Но при этом мы должны согласиться, что этот человек - государственник, - сказала Васильева. - Я его обычно называю большим политиком с большим-большим знаком "минус". Это мое отношение, поэтому вряд ли тут можно меня считать сталинисткой".

Она напомнила, что ее кандидатская и докторская диссертации по истории посвящены Русской православной церкви (РПЦ) в годы Великой Отечественной войны, в том числе отношениям Сталина и церкви. "В 1943-1953-х годах этот тиран и прагматик использовал потенциал Русской православной церкви для организации послевоенного мироустройства. Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали", - отметила министр.

Также, по ее словам, Сталин в 1930-х годах восстановил преемственность страны с ее дореволюционной историей, прерванную с приходом к власти большевиков, и возродил в общественном сознании понятие "государственного патриотизма", на котором поставили крест в 1917 году. "Сталин как прагматик прекрасно понимал, что впереди страшная война и нужна мобилизация, в том числе и духовная. Отсюда картины в кино, отсюда поэмы и фильмы об Александре Невском и Иване Грозном", - считает Васильева.

Без мифологизации в истории не обойтись

При этом Васильева выразила уверенность, что "без мифологизации" в истории и ее преподавании не обойтись. "Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться", - пояснила она свою позицию.

На вопрос о ее отношении к легенде о подвиге 28 героев-панфиловцев при обороне Москвы в 1941 году Васильева ответила, что тут она придерживается позиции своего "учителя" - руководителя Центра военной истории России Георгия Куманева. Этот историк придерживается точки зрения, что подвиг панфиловцев не вызывает сомнений, а показания автора знаменитой передовицы в "Красной звезде" Александра Кривицкого о том, что история о героической обороне панфиловцев якобы им выдумана, были "выбиты" прокурорами под угрозой ссылки в лагеря, поясняет агентство.

Напомним, после назначения Васильевой на пост главы Минобрнауки в августе этого года в СМИ появились публикации о ее лекциях разных времен, в которых она отмечала особую роль Сталина. В этой связи в Федерации еврейских общин России (ФЕОР) от Васильевой потребовали объясниться по поводу ее отношения к эпохе Сталина и государственному террору того времени.

Отметим, что "сталинизация" в последнее время стала своеобразным трендом в России. Неоднозначному советскому лидеру устанавливают памятники в разных городах. Некоторые политические деятели и чиновники отчасти поддерживают политику, которую проводил Сталин.

Ольга Васильева является автором около сотни статей и публикаций о церкви, в том числе "Церковный сталинизм: легенды и факты", "Церковь и власть в XX веке", "Государственно-церковные отношения хрущевского периода". До назначения на нынешний пост она занимала должность заместителя руководителя по общественным проектам в администрации президента РФ, а до этого работала в Институте российской истории РАН, была руководителем Центра истории религии и церкви и преподавала в Сретенской духовной семинарии под началом духовника Владимира Путина Тихона (Шевкунова).